26.09.2017 г.
детектив

+7 (495) 741-94-03

ЧАСТНЫЙ ДЕТЕКТИВ
Юридическое агентство "Столичный регион"
Розыск людей
Возврат долгов
Проблемы супружеской неверности
Сбор информации
Проверка автотранспорта
ПОЛИГРАФ ДЕТЕКТОР ЛЖИ
Наружное наблюдение
Решение спорных вопросов с правоохранительными органами
Юрист. Помощь в Условно-досрочном освобождении (УДО)
Балашихинский городской суд судебный адвокат
экспертизы

+7 (495) 741-94-03

ПРОВЕДЕНИЕ ЭКСПЕРТИЗ
Почерковедческая экспертиза Исследование подписи и текста
Автотехническая экспертиза (кузов, двигатель, шасси)
Трасологическая экспертиза (Экспертиза следов)
Химическая экспертиза (определение вещества)
Баллистическая экспертиза (оружие, гильза, пуля)
Экспертиза холодного оружия (нож, тесак, меч)
Дактилоскопическая экспертиза (следы рук, ног)
Техническая экспертиза документов, текста, печатей (ТЭД)
Портретная экспертиза (фотографии, видеозаписи, изображения)
Фоноскопическая экспертиза Экспертиза голоса

Условно досрочное освобождение
Условно досрочное освобождение
Настольная книга частного охранника

 

Настольная книга частного охранника: учебно-справочное пособие

 

ИНСТИТУТ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА НАСТОЛЬНАЯ КНИГА ЧАСТНОГО ОХРАННИКА

 

Учебно-справочное пособие

Материал подготовлен с использованием правовых актов

по состоянию на 1 января 2005 года

В.В. КУДРЯВЦЕВ, А.В. ОВЧАРОВ

Предисловие

 

Впервые вашему вниманию предлагается наиболее полный сборник материалов по вопросам деятельности частной охраны в Российской Федерации. Авторы обратились к этой теме не случайно, а с намерением собрать и проанализировать документы и наконец внести ясность в понимание целого спектра важнейших аспектов в деятельности негосударственных структур.

Актуальность данной работы прежде всего связана с тем, что Закон РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" 1992 г. открыл рынок охранных и детективных услуг для широких масс населения. Таким образом, вот уже почти тринадцать лет в нашем государстве существует новая сфера частного бизнеса, а именно: частный охранный и детективный бизнес. Данная деятельность имеет свою специфику, сильно отличающую ее от любой другой частной деятельности. Такое положение объясняется особой значимостью деятельности негосударственной частной охранной системы, которая наряду с правоохранительными органами государства призвана защищать определенную часть населения от различных преступных посягательств. Основное отличие между этими системами состоит лишь в том, что частная охранная система защищает права и законные интересы не всего населения, как правоохранительные органы государства, а только своих клиентов. Данная работа и посвящена различным вопросам специфики осуществления деятельности частных охранных предприятий (ЧОП).

В настоящей книге рассматривается вся совокупность вопросов, возникающих в работе предприятий, специализирующихся на частной охране.

Во-первых, это вопросы создания частных охранных предприятий. Авторы анализируют порядок регистрации ЧОП, их организационно-правовую форму и предлагают образцы внутренних документов предприятия.

Во-вторых, авторы подробно описывают специфику осуществления четырех основных видов деятельности ЧОП. Это деятельность по охране территорий, помещений, зданий, деятельность по охране и сопровождению грузов, личная охрана физических лиц и консультативная деятельность. В книге представлены образцы договоров и инструкций по каждому из перечисленных выше видов деятельности ЧОП.

В-третьих, особое внимание в книге авторы уделяют вопросам подготовки сотрудников частных охранных предприятий. Рассматриваются вопросы правовой и физической подготовки, особенно - медицинской и огневой подготовки, подробно анализируются случаи использования оружия, специальных средств и средств индивидуальной защиты, применяемых сотрудниками частных охранных предприятий.

Кроме того, в работе представлена в полном объеме действующая нормативная база, регламентирующая вопросы частной охранной деятельности, приводится законодательство об оружии, а также иные нормативные акты, имеющие значение для частной охранной деятельности.

Таким образом, структурное построение предлагаемого Вашему вниманию издания представляет собой своеобразное единство рассмотрения законодательного регулирования деятельности частной охранной системы и практических вопросов, возникающих перед правоприменителем при осуществлении частной охраны.

Законодательные акты приведены по состоянию на 1 января 2005 г.

Следует отметить, что данное издание подготовлено руководством группы предприятий "СТАЙЛ", лицами, непосредственно занимающимися деятельностью в сфере осуществления частной охраны и безопасности. Группа предприятий "СТАЙЛ" активно функционирует на рынке охранных услуг, к сфере ее деятельности относится оказание и юридической помощи.

Все вышеперечисленные аспекты делают настоящее издание действительно настольной книгой для лиц, занятых в сфере частной охраны. Причем работа рассчитана не только на руководителей частных охранных предприятий и сотрудников правоохранительных органов, занимающихся осуществлением контроля за частной охранной деятельностью, но также и на рядовых работников негосударственной правоохранительной системы.

Руководитель группы предприятий "СТАЙЛ"

Кудрявцев В.В.

 

Глава 1. ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ

И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЧАСТНЫХ ОХРАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Появление негосударственной системы частных охранных и детективных предприятий по выполнению функций в сфере сыска и охраны представляется закономерным итогом тех социально-экономических преобразований, которые начали проводиться в России с середины 80-х годов. Такая закономерность объясняется двумя неразрывно связанными между собой причинами. С одной стороны, перечень услуг, предоставляемых частными структурами, постоянно растет. В этом смысле охрана и сыск являются всего лишь одним из многих видов деятельности, которыми стали заниматься частные структуры. С другой стороны, развитие предпринимательской деятельности потребовало изменения государственного регулирования многих общественных отношений, выразившегося в ослаблении того тотального контроля государства над обществом, который имел место в России на протяжении всех последних десятилетий.

Класс предпринимателей стал нуждаться в защите, которую с 1992 г., а именно с введения в действие Закона РФ от 11 марта 1992 г. "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" <*>, наряду с правоохранительными органами и взяли на себя частные охранные предприятия (ЧОП) и службы безопасности (СБ), в свою очередь, являющиеся структурами частными.

--------------------------------

<*> Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. N 17. Ст. 888. Далее - Закон о частной детективной и охранной деятельности.

В поддержку утверждения, что рассматриваемые структуры были созданы в основном для защиты именно представителей и объектов бизнеса, свидетельствует и тот факт, что существующее законодательство в сфере охраны регламентирует вопросы охраны исключительно государственных структур. В частности, Федеральный закон от 14 апреля 1999 г. "О ведомственной охране" <*> под такой охраной понимает совокупность создаваемых федеральными органами исполнительной власти органов управления, сил и средств, предназначенных для защиты охраняемых объектов от противоправных посягательств (абз. 2 ст. 1). Говоря же о сфере действия ведомственной охраны, Закон определяет, что она осуществляется только лишь в целях охраны объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны (ч. 1 ст. 8).

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1999. N 16. Ст. 1935. Далее - Закон о ведомственной охране.

Точно так же Федеральный закон от 27 мая 1996 г. "О государственной охране" <*>, во-первых, определяет государственную охрану как функцию федеральных органов государственной власти в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны, осуществляемую на основе совокупности правовых, организационных, охранных, режимных, оперативно-розыскных, технических и иных мер (ч. 1 ст. 1), а во-вторых, называет объектами государственной охраны лишь лиц, подлежащих государственной охране в соответствии с данным Законом (ч. 2 ст. 1).

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1996. N 22. Ст. 2594. Далее - Закон о государственной охране.

Закон о государственной охране определяет понятие "охраняемые объекты" как здания, строения и сооружения, в которых размещены федеральные органы государственной власти; прилегающие к указанным зданиям, строениям и сооружениям территории и акватории, подлежащие защите в целях обеспечения безопасности объектов государственной охраны; а также здания, строения и сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны (ч. 3 ст. 1).

Кроме того, существует перечень объектов, подлежащих государственной охране. Сохранность ценностей и безопасность объектов, не включенных в данный перечень, обеспечиваются их руководителями. Таким образом, государство отказало предприятиям негосударственного сектора в специальной охране (под неспециальной охраной понимается деятельность системы правоохранительных органов), но, с другой стороны, дало легальную возможность таким предприятиям самим искать способы защиты от различных посягательств.

В этой связи следует сказать, что Закон о государственной охране, определяя правовую основу государственной охраны, установил, что государственная охрана осуществляется на основе Конституции РФ, федеральных конституционных законов, настоящего Закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также международных договоров Российской Федерации.

Конституция РФ признает и гарантирует соблюдение прав и свобод человека и гражданина, которые являются неотчуждаемыми и принадлежащими каждому от рождения (ст. 17), а также гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, и запрещает любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ст. 19).

В этой связи следует отметить, что появление частных охранных предприятий представляет собой одну из форм реализации приведенных выше конституционных положений. В противном случае, закрепляя право на специальную охрану только за лицами, занимающими государственно-значимые посты и не допуская специализированной охраны в отношении иных лиц, законодатель нарушил бы конституционное положение о недопустимости ограничения прав граждан по социальному признаку. Другое дело, что государство не в состоянии предоставить специальную охрану всем гражданам (это было бы невозможным и противоречило бы здравому смыслу), а потому предоставление такой охраны зависит от волеизъявления самого гражданина. Любое лицо, которое в ней нуждается, и в первую очередь руководители коммерческих предприятий, вправе обратиться за ней в частное охранное предприятие.

Споры о целесообразности существования системы предприятий частной сферы, специализирующихся в области обеспечения охраны и безопасности, велись с самого момента появления частных охранников и детективов. Например, один из лидеров коммунистической партии С. Горячева еще в ноябре 1995 г. в интервью газете "Советская Россия" заявила, что приоритетным направлением деятельности их блока станет борьба с преступностью, где в первую очередь необходимо разобраться с частной охраной. Подобной точки зрения придерживался и ряд иных политических деятелей, как, например, Г. Явлинский, А. Руцкой и многие другие. Что же касается научных исследований в данной области, то в криминологической литературе было высказано мнение, что создание частных охранных и детективных бюро представляет собой один из способов легализации преступниками огнестрельного оружия и специальных средств <*>.

--------------------------------

<*> См.: Криминология: Учебник / Под ред. А.И. Долговой. М., 1999. С. 600.

Однако, невзирая на существование подобных настроений, представители бизнеса регулярно прибегают к услугам различных частных охранных предприятий. Такое положение дел вполне объяснимо, потому как в современных условиях российского рынка без предоставления охраны коммерческому предприятию невозможно само его функционирование. Как показывает практика, спрос на услуги частных охранных предприятий достаточно велик. Так, в 2003 г. частные охранные предприятия обслуживали более 100 тыс. объектов <*>.

--------------------------------

<*> Данные ГУЛРР МВД РФ.

Поскольку защита клиента от преступных посягательств является приоритетной задачей в деятельности ЧОП, следует остановиться и на вопросе функционирования рассматриваемых предприятий в качестве субъектов антикриминогенной деятельности, что также является причиной их появления в России.

Обострение борьбы с преступностью, которое приобрело в последнее время глобальный характер, обусловлено многими факторами, важнейшим из которых является исчерпаемость национального бюджета. Даже богатые и высокоразвитые государства, обладающие огромным бюджетным профицитом, как показывает практика, оказываются не в состоянии справиться с преступностью. Основной же причиной такого положения вещей, как было отмечено в криминологической литературе, является то, что любое государство, в силу самой природы государственной власти, всегда тяготеет к использованию запретительных мер, всевозможных ограничений и мер ответственности за несоблюдение соответствующих запретов <*>.

--------------------------------

<*> См.: Андреева Е.Г. Антикриминогенная деятельность частных охранных и детективных предприятий. М., 2000. С. 7.

Точно так же не способствует снижению преступности и само по себе увеличение численности состава правоохранительных органов. Как известно, за годы общенациональных реформ в России число регистрируемых преступлений увеличилось практически в два раза (1 млн. 338 тыс. - в 1986 г.; 2 млн. 756 тыс. - в 2003 г.) (см. табл. 1).

Таблица 1

Уровень преступности в России <*>

--------------------------------

<*> Данные ГИЦ МВД РФ.

-------T--------------------------T------------------------¬

¦ Годы ¦ Число зарегистрированных ¦ Число выявленных лиц, ¦

¦ ¦ преступлений ¦ их совершивших ¦

+------+--------------------------+------------------------+

¦ 1986 ¦ 1338424 ¦ 1128439 ¦

+------+--------------------------+------------------------+

¦ 1987 ¦ 1185914 ¦ 969388 ¦

+------+--------------------------+------------------------+

¦ 1988 ¦ 1220861 ¦ 834673 ¦

+------+--------------------------+------------------------+

¦ 1989 ¦ 1619181 ¦ 847577 ¦

+------+--------------------------+------------------------+

¦ 1990 ¦ 1839451 ¦ 956258 ¦

+------+--------------------------+------------------------+

¦ 1991 ¦ 2173074 ¦ 956258 ¦

+------+--------------------------+------------------------+

¦ 1992 ¦ 2760652 ¦ 1148962 ¦

+------+--------------------------+------------------------+

¦ 1993 ¦ 2799614 ¦ 1262556 ¦

+------+--------------------------+------------------------+

¦ 1994 ¦ 2632708 ¦ 1441568 ¦

+------+--------------------------+------------------------+

¦ 1995 ¦ 2755669 ¦ 1595501 ¦

+------+--------------------------+------------------------+

¦ 1996 ¦ 2625081 ¦ 1618394 ¦

+------+--------------------------+------------------------+

¦ 1997 ¦ 2397311 ¦ 1372161 ¦

+------+--------------------------+------------------------+

¦ 1998 ¦ 2581940 ¦ 1481503 ¦

+------+--------------------------+------------------------+

¦ 1999 ¦ 3001748 ¦ 1716679 ¦

+------+--------------------------+------------------------+

¦ 2000 ¦ 2952367 ¦ 1741439 ¦

+------+--------------------------+------------------------+

¦ 2001 ¦ 2968255 ¦ 1644242 ¦

+------+--------------------------+------------------------+

¦ 2002 ¦ 2526305 ¦ 1257700 ¦

+------+--------------------------+------------------------+

¦ 2003 ¦ 2756398 ¦ 1236733 ¦

L------+--------------------------+-------------------------

Средняя по стране интенсивность (уровень) зарегистрированных преступлений впервые в российской истории превысила 2 тыс. в расчете на 100 тыс. населения <*>. В этот же период увеличение численности правоохранительных органов опережало темпы роста преступности. Только за период с 1994 по 1995 гг. количество сотрудников правоохранительных органов выросло более чем на 375 тыс. человек <**>, а, как видно из официальной статистики, число зарегистрированных преступлений увеличилось всего лишь на 123 тыс. Отсюда можно сделать вывод, что простое увеличение численности сотрудников правоохранительных органов не оказывает существенного влияния на динамику преступности в стране.

--------------------------------

<*> См.: Криминогенная ситуация в России на рубеже 21 века. М., 2000. С. 7.

<**> См.: Федеральная программа РФ по усилению борьбы с преступностью на 1994 - 1995 гг. Утверждена Указом Президента РФ от 24 мая 1994 г. N 1016 // Российская юстиция. 1994. N 11 - 12.

Кроме того, задача предупреждения преступлений получила свое законодательное закрепление в ст. 2 Федерального закона от 12 августа 1995 г. "Об оперативно-розыскной деятельности" <*>, где установлено, что задачей оперативно-розыскной деятельности является наряду с выявлением, пресечением и раскрытием преступлений еще и их предупреждение. Далее п. 3 раздела 7 упомянутой выше Федеральной программы РФ по усилению борьбы с преступностью на 1994 - 1995 гг. предписывал "осуществить комплекс мер по восстановлению и развитию сети общественных формирований правоохранительной направленности, в том числе по работе с несовершеннолетними и молодежью, использованию в обеспечении общественного порядка негосударственных охранно-сыскных формирований". В разделе 3 данной Программы было предложено "продолжить мероприятия по обеспечению охраны объектов различных форм собственности, жилищ граждан, служебных помещений и хранилищ силами подразделений вневедомственной охраны, служб безопасности предприятий и частных охранных служб". Это направление государственной политики было продолжено в Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999 - 2000 гг. <**>. В ней указывалось на необходимость "более активного привлечения сотрудников частных детективных и охранных структур и членов общественных формирований в целях обеспечения общественного порядка, профилактики и предотвращения правонарушений".

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1995. N 33. Ст. 3349. Далее - Закон об оперативно-розыскной деятельности.

<**> СЗ РФ. 1999. N 12. Ст. 1484.

В литературе неоднократно указывалось на тот факт, что в условиях политической и социально-экономической нестабильности, бурного роста традиционной и организованной преступности разумное и целенаправленное использование возможностей негосударственных профильных структур, способных во взаимодействии с правоохранительными органами содействовать более активной и целенаправленной борьбе с криминалом, представляется исключительно актуальным и важным <*>.

--------------------------------

<*> См.: Эминов В.Е. Антикриминогенная деятельность частных охранных и детективных предприятий. М., 2000. С. 5.

Однако, рассматривая ЧОП и СБ в качестве субъектов предупреждения преступлений, следует сказать, что их деятельность ограничена кругом тех преступлений, которые наиболее характерны для мира бизнеса, и ни в коем случае нельзя рассматривать охранно-детективные структуры в качестве конкурентов правоохранительных органов. Последние борются с преступностью на более широком, глобальном уровне, а ЧОП и СБ могут лишь оказать им существенную помощь и поддержку в предупреждении тех преступлений, с которыми наиболее часто сталкиваются бизнесмены. Представляется, что к таким преступлениям, прежде всего, следует отнести убийство по найму (п. "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ), вымогательство (ст. 163 УК РФ), особо квалифицированный вид разбоя (ч. 3 ст. 162 УК РФ), похищение человека (ст. 126 УК РФ), принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179 УК РФ), незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну (ст. 183 УК РФ) и некоторые иные преступления.

На первом месте, безусловно, стоит вопрос противодействия такому преступлению, как заказное убийство, жертвами которого наряду с политическими и общественными деятелями в основном являются бизнесмены. Отражая объективную реальность, в УК РФ появился соответствующий пункт "убийство по найму" (п. "з" ч. 2 ст. 105 УК РФ) как квалифицированный вид убийства. О появлении определенного числа жертв данного преступления свидетельствует и официальная статистика (см. табл. 2).

Таблица 2

Уровень выявленных заказных убийств <*>

--------------------------------

<*> Данные ГИЦ МВД РФ.

----------T------T------T------T------T-------T-------T------¬

¦ Годы ¦ 1997 ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦

+---------+------+------+------+------+-------+-------+------+

¦ Выявлено¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ убийств ¦ 129 ¦ 152 ¦ 155 ¦ 145 ¦ 93 <*>¦44 <**>¦ 118 ¦

¦ по найму¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

L---------+------+------+------+------+-------+-------+-------

--------------------------------

<*> Данные за январь - ноябрь 2001 г.

<**> Данные за январь - ноябрь 2002 г.

Таким образом, угроза жизни предпринимателей реально существует и превращается в одну из слагаемых угроз частной предпринимательской деятельности, чью безопасность и обеспечивают ЧОП и СБ. Однако, как было выше замечено, кроме заказного убийства, существует еще масса преступлений, вероятность столкновения с которыми предпринимателей крайне высока. Как показывает официальная статистика регистрации преступлений, число всех преступлений данной группы весьма значительно, а в последний год оно выросло по всем позициям (см. табл. 3).

Таблица 3

Количество преступлений, связанных с осуществлением

предпринимательской деятельности <*>

--------------------------------

<*> Данные ГИЦ МВД РФ.

-------------------T------T------T------T------T------T------T------¬

¦ Годы ¦ 1997 ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦

¦ Виды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ престу- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ плений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------+------+------+------+------+------+------+------+

¦ Число зареги- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ стрированных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ преступлений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ по ст. 126 УК РФ ¦ 1140 ¦ 1415 ¦18472 ¦18578 ¦ 1417 ¦ 1535 ¦ 1774 ¦

+------------------+------+------+------+------+------+------+------+

¦ Число зареги- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ стрированных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ преступлений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ по ст. 162 УК РФ ¦34317 ¦38509 ¦41135 ¦39437 ¦44802 ¦47041 ¦48673 ¦

+------------------+------+------+------+------+------+------+------+

¦ Число зареги- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ стрированных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ преступлений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ по ст. 163 УК РФ ¦14503 ¦15991 ¦14613 ¦12547 ¦11772 ¦10515 ¦10715 ¦

+------------------+------+------+------+------+------+------+------+

¦ Число зареги- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ стрированных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ преступлений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ по ст. 179 УК РФ ¦ 31 ¦ 36 ¦ 38 ¦ 69 ¦ 66 ¦ 57 ¦ 64 ¦

+------------------+------+------+------+------+------+------+------+

¦ Число зареги- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ стрированных ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ преступлений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ по ст. 183 УК РФ ¦ 10 ¦ 17 ¦ 12 ¦ 53 ¦ 84 ¦ 130 ¦ 287 ¦

L------------------+------+------+------+------+------+------+-------

На фоне увеличения количества преступлений данной группы число выявленных лиц, их совершивших, не только не увеличилось, но даже пропорционально числу преступлений не осталось на том же уровне. Практически по всем позициям оно уменьшилось по сравнению с 2002 г. (см. табл. 4).

Таблица 4

Количество лиц, совершивших преступления,

связанных с осуществлением

предпринимательской деятельности <*>

--------------------------------

<*> Данные ГИЦ МВД РФ.

-------------------T------T------T------T------T------T------T------¬

¦ Годы ¦ 1997 ¦ 1998 ¦ 1999 ¦ 2000 ¦ 2001 ¦ 2002 ¦ 2003 ¦

¦ Виды ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ престу- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ плений ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

+------------------+------+------+------+------+------+------+------+

¦ Число выяв- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ленных лиц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ по ст. 126 УК РФ ¦ 722 ¦ 938 ¦ 5920 ¦ 6035 ¦ 1001 ¦ 686 ¦ 802 ¦

+------------------+------+------+------+------+------+------+------+

¦ Число выяв- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ленных лиц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ по ст. 162 УК РФ ¦30567 ¦33915 ¦38560 ¦36689 ¦39188 ¦35391 ¦33674 ¦

+------------------+------+------+------+------+------+------+------+

¦ Число выяв- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ленных лиц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ по ст. 163 УК РФ ¦ 9183 ¦ 9835 ¦ 8602 ¦ 7022 ¦ 6483 ¦ 5523 ¦ 5422 ¦

+------------------+------+------+------+------+------+------+------+

¦ Число выяв- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ленных лиц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ по ст. 179 УК РФ ¦ 17 ¦ 25 ¦ 39 ¦ 27 ¦ 27 ¦ 40 ¦ 14 ¦

+------------------+------+------+------+------+------+------+------+

¦ Число выяв- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ленных лиц ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ по ст. 183 УК РФ ¦ 2 ¦ 6 ¦ 0 ¦ 14 ¦ 16 ¦ 16 ¦ 23 ¦

L------------------+------+------+------+------+------+------+-------

В такой ситуации частные охранные и детективные предприятия способны оказать реальную помощь правоохранительным органам государства в выявлении и раскрытии данных преступлений, поскольку от успешной борьбы с ними зависит сам успех их деятельности.

Таким образом, подводя итог анализа всей совокупности причин появления частной охранной деятельности в России, с учетом изменения общественного строя, политического режима нашего государства, становления рыночной экономики, а наряду с этим и наличия таких негативных последствий, как рост различных видов преступности, можно сделать следующий вывод. Сложившаяся в современной России ситуация предопределила становление и все большее развитие предприятий, занятых деятельностью в сфере частного сыска и охраны, поскольку они представляют собой своеобразный симбиоз частных структур, обеспечивающих безопасность своих клиентов.

В настоящее время в России существует большое число предприятий, занятых деятельностью по оказанию услуг в сфере сыска и охраны. Согласно данным официальной статистики за 2003 г., в России действовало около 18 тыс. частных охранных служб, в них работали более 440 тыс. лицензируемого персонала, у них находилось почти 119 тыс. различного оружия, в том числе более 75 тыс. - короткоствольного, более 33 тыс. - гладкоствольного, более 8 тыс. - газового. Следует сказать, что за 11 лет существования данной системы число ее предприятий постоянно росло (см. табл. 5).

Таблица 5

Рост предприятий негосударственной

правоохранительной системы <*>

--------------------------------

<*> Данные ГУЛРР МВД РФ.

--------T--------------------------T------------------¬

¦ Годы ¦ Количество структур ¦ Темп прироста, % ¦

¦ ¦ частной охранной системы ¦ ¦

+-------+--------------------------+------------------+

¦ 1993 ¦ 4503 ¦ - ¦

+-------+--------------------------+------------------+

¦ 1994 ¦ 6600 ¦ 47 ¦

+-------+--------------------------+------------------+

¦ 1995 ¦ 8295 ¦ 26 ¦

+-------+--------------------------+------------------+

¦ 1996 ¦ 9844 ¦ 19 ¦

+-------+--------------------------+------------------+

¦ 1997 ¦ 10487 ¦ 7 ¦

+-------+--------------------------+------------------+

¦ 1998 ¦ 10804 ¦ 3 ¦

+-------+--------------------------+------------------+

¦ 1999 ¦ 11652 ¦ 8 ¦

+-------+--------------------------+------------------+

¦ 2000 ¦ 12620 ¦ 8 ¦

+-------+--------------------------+------------------+

¦ 2001 ¦ 14116 <*> ¦ 12 ¦

+-------+--------------------------+------------------+

¦ 2002 ¦ 15968 <**> ¦ 13 ¦

+-------+--------------------------+------------------+

¦ 2003 ¦ 17919 ¦ 12 ¦

L-------+--------------------------+-------------------

--------------------------------

<*> Не считая индивидуальных детективов.

<**> Не считая индивидуальных детективов.

Приведенные выше данные свидетельствуют о том, что за все время действия Закона о частной детективной и охранной деятельности число предприятий, специализирующихся в сфере сыска и охраны, выросло более чем в четыре раза. Темп их прироста, согласно нашим подсчетам, сначала сокращался, что объясняется постепенным насыщением рынка услугами подобного рода, но в последние два года опять начал увеличиваться. За 11 лет действия указанного Закона их прирост составил 398%.

Следует отметить и неоднородность видов услуг, предоставляемых частными охранными и детективными предприятиями. Соотношение охранных и детективных услуг, а также услуг по обеспечению собственной безопасности предприятий далеко не одинаково (см. табл. 6).

Таблица 6

Соотношение охранных, детективных услуг

и услуг по обеспечению

собственной безопасности предприятий <*>

--------------------------------

<*> Данные ГУЛРР МВД РФ.

-------T------------------T----------------T-----------------¬

¦ Годы ¦ Услуги частных ¦ Услуги служб ¦ Услуги частных ¦

¦ ¦ охранных ¦ безопасности ¦ детективных ¦

¦ ¦ предприятий ¦ предприятий ¦ предприятий ¦

+------+------------------+----------------+-----------------+

¦ 1993 ¦ 1237 ¦ 2356 ¦ 937 ¦

+------+------------------+----------------+-----------------+

¦ 1994 ¦ 1586 ¦ 2931 ¦ 2083 ¦

+------+------------------+----------------+-----------------+

¦ 1995 ¦ 3247 ¦ 4591 ¦ 457 ¦

+------+------------------+----------------+-----------------+

¦ 1996 ¦ 4434 ¦ 5247 ¦ 163 ¦

+------+------------------+----------------+-----------------+

¦ 1997 ¦ 5280 ¦ 5005 ¦ 202 ¦

+------+------------------+----------------+-----------------+

¦ 1998 ¦ 5995 ¦ 4580 ¦ 229 ¦

+------+------------------+----------------+-----------------+

¦ 1999 ¦ 6775 ¦ 4612 ¦ 265 ¦

+------+------------------+----------------+-----------------+

¦ 2000 ¦ 7693 ¦ 4834 ¦ 93 ¦

+------+------------------+----------------+-----------------+

¦ 2001 ¦ 8939 ¦ 5082 ¦ 733 ¦

+------+------------------+----------------+-----------------+

¦ 2002 ¦ 10703 ¦ 5162 ¦ 866 ¦

+------+------------------+----------------+-----------------+

¦ 2003 ¦ 12952 ¦ 4853 ¦ 947 ¦

L------+------------------+----------------+------------------

Отсюда видно, что если на первоначальном этапе появления ЧОП и СБ количество структур, оказывающих перечисленные выше три вида услуг, было примерно одинаково, то в настоящее время явное лидерство принадлежит частным охранным предприятиям. Представляется, что динамика изменения внутренней структуры рынка рассматриваемых услуг, их соотношение друг с другом находится в неразрывной связи с происходящими в государстве процессами, оказывающими влияние на экономическую систему в целом. Так, постепенное снижение темпа прироста всей совокупности предприятий, осуществляющих частную охранную и детективную деятельность, прослеживается до 1998 г. (см. табл. 5), а в 1998 г. оно достигает критической отметки, за которой темп прироста уже увеличивается. По нашему мнению, такое положение вещей неразрывно связано с кризисом 1998 г., который, ударив по всему населению, в первую очередь оказал свое воздействие на представителей бизнеса, для охраны которых и были созданы частные охранные службы. Значительное число предприятий частной сферы оказалось неспособным на дополнительные затраты по обеспечению своей безопасности, а потому и отпала необходимость в увеличении количества структур, оказывающих подобные услуги.

Такова динамика, характеризующая частные охранные и детективные предприятия в целом. Говоря же об изменениях внутри данной системы, следует отметить, что, по нашим подсчетам, первоначальное лидерство на рынке рассматриваемых услуг, принадлежавшее с момента их появления службам безопасности, было уступлено ими частным охранным агентствам. При этом если количество первых на протяжении последних лет примерно одинаково, то число вторых увеличивается и в настоящее время (см. табл. 7).

Таблица 7

Соотношение количества предприятий

частной охранной системы <*>

--------------------------------

<*> Данные ГУЛРР МВД РФ.

-------T------------------T------------------T------------------T-------¬

¦ Годы ¦ Частные ¦ Частные ¦ Службы ¦ Итого ¦

¦ ¦ охранные ¦ детективные ¦ безопасности ¦ ¦

¦ ¦ предприятия, в % ¦ предприятия, в % ¦ предприятий, в % ¦ ¦

+------+------------------+------------------+------------------+-------+

¦ 1993 ¦ 27 ¦ 21 ¦ 52 ¦ 100 ¦

+------+------------------+------------------+------------------+-------+

¦ 1994 ¦ 24 (-3) ¦ 32 (11) ¦ 44 (-8) ¦ 100 ¦

+------+------------------+------------------+------------------+-------+

¦ 1995 ¦ 39 (15) ¦ 6 (-26) ¦ 55 (11) ¦ 100 ¦

+------+------------------+------------------+------------------+-------+

¦ 1996 ¦ 45 (6) ¦ 2 (-4) ¦ 53 (-2) ¦ 100 ¦

+------+------------------+------------------+------------------+-------+

¦ 1997 ¦ 50 (5) ¦ 2 (0) ¦ 48 (-5) ¦ 100 ¦

+------+------------------+------------------+------------------+-------+

¦ 1998 ¦ 55 (5) ¦ 2 (0) ¦ 43 (-5) ¦ 100 ¦

+------+------------------+------------------+------------------+-------+

¦ 1999 ¦ 58 (3) ¦ 2 (0) ¦ 40 (-3) ¦ 100 ¦

+------+------------------+------------------+------------------+-------+

¦ 2000 ¦ 61 (3) ¦ 1 (1) ¦ 38 (-2) ¦ 100 ¦

+------+------------------+------------------+------------------+-------+

¦ 2001 ¦ 61 (0) ¦ 5 (5) ¦ 34 (-4) ¦ 100 ¦

+------+------------------+------------------+------------------+-------+

¦ 2002 ¦ 64 (3) ¦ 5 (0) ¦ 31 (-3) ¦ 100 ¦

+------+------------------+------------------+------------------+-------+

¦ 2003 ¦ 65 (1) ¦ 5 (0) ¦ 30 (-1) ¦ 100 ¦

L------+------------------+------------------+------------------+--------

Число же частных детективных предприятий за период действия Закона о частной детективной и охранной деятельности снизилось более чем в четыре раза. Такие тенденции в рассматриваемой области объясняются в первую очередь спецификой деятельности данных структур. Как было ранее отмечено, сыскные услуги частных детективов сами по себе являются менее востребованными, чем услуги охранные. В свою очередь, деятельность охранных предприятий в виде служб собственной безопасности представляется значительно более дорогостоящим делом, чем использование услуг уже созданных частных охранных предприятий. В настоящее время такой вид частных охранных структур, как служба безопасности, упразднен. Существующие службы безопасности преобразуются в частные охранные предприятия. В этой связи особое внимание хотелось бы уделить такому вопросу, как экономический статус клиентов рассматриваемых предприятий. По оценке многих специалистов, основными клиентами частной охраны являются представители среднего и малого бизнеса.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что большинство клиентов частных охранных служб не в состоянии иметь собственную службу безопасности, которая, как показывает практика, обеспечивает безопасность субъекта в своеобразной совокупности обеспечения безопасности его личной, имущественной и, что немаловажно, в любой коммерческой деятельности, информационной. Подавляющее большинство работников частных охранных служб занято исключительно обеспечением имущественной безопасности клиента как наиболее актуальной для предприятий среднего бизнеса.

Наиболее востребованными услуги частных охранных предприятий являются у торговых предприятий, подавляющее число которых относится либо к малому, либо к среднему бизнесу. Для подобных предприятий частная охрана представляет собой один из наиболее действенных и эффективных способов защиты от различного рода посягательств.

Анализируя всю картину деятельности частной охранной системы, нельзя не сказать и о противодействии данной системы различным видам преступности, поскольку, как было уже сказано, такая их функция стала одной из причин их появления. Так, в течение 1997 - 2003 гг. сотрудниками частных охранных служб были задержаны более 70 тыс. правонарушителей. Однако для более эффективной деятельности частных охранно-сыскных структур в качестве субъектов борьбы с преступностью необходимо их сотрудничество с системой государственных правоохранительных органов, поскольку первые, являясь структурами частными, не обладают всей мощью репрессивных методов государства, а государство, в свою очередь, не обладает рядом преимуществ частных структур.

Однако, по оценкам специалистов, большинство частных охранных предприятий взаимодействует только с правоохранительными органами муниципального уровня, которые не занимаются борьбой с наиболее опасными видами преступности, их деятельность в основном направлена на борьбу с мелкой уголовной преступностью, которая чаще всего не затрагивает предприятия, имеющие собственную службу безопасности.

Говоря об эффективности анализируемого взаимодействия, по нашему мнению, следует отметить, что оно в значительной степени определяется не частотой взаимодействия, а его результатом и тем фактом, какие преступления удалось раскрыть или же предотвратить. Взаимодействие со службами безопасности, которые способны предотвратить возникновение и развитие таких фактов, как слияние бизнеса и криминала, недобросовестная конкуренция и многие другие, представляется значительно более эффективным, чем взаимодействие с охранными предприятиями, в большинстве своем сталкивающимися только с деяниями, связанными с посягательством на охраняемую собственность.

Тем не менее вопросы взаимодействия правоохранительных органов с субъектами частной охранной и детективной деятельности практически неизвестны отечественному правоприменителю. Сам институт частной охранной и детективной деятельности является новым для законодательства России, и правовая база, регламентирующая такое сотрудничество, практически отсутствует. В Законе о частной детективной и охранной деятельности лишь в ст. 3 говорится о том, что предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе. На этом законодательное регулирование данного вопроса и заканчивается. На практике фактически существует только одна форма сотрудничества между этими двумя структурами, выраженная в помощи со стороны частных охранных предприятий правоохранительным органам по охране общественного порядка при проведении общественных мероприятий и праздников.

Тем не менее представляется, что сотрудничество правоохранительных органов с ЧОП в борьбе с преступностью крайне важно, поскольку отвечает интересам обеих сторон такого сотрудничества. Не нужно забывать, что частные структуры обеспечивают безопасность преимущественно коммерческих организаций. В последнее время, по мнению специалистов, все устойчивее прослеживается тенденция вхождения представителей организованной преступности в руководящие звенья банков, органы государственной власти, идет сращивание ряда коммерческих структур с криминалом. В свою очередь, это ведет к появлению преступных методов конкуренции в мире бизнеса, использованию противоправных средств в достижении выгоды. Частные охранные структуры не заинтересованы в таком положении вещей, а потому в их же целях информировать правоохранительные органы о всевозможных ставших им известными фактах совершенного или готовящегося преступления как в экономической сфере, поскольку от этого напрямую может зависеть успешное функционирование самого предприятия, так и в иных сферах.

Таким образом, анализируя всю картину деятельности частных охранных и детективных предприятий, можно сделать вывод о том, что первоначально неоформленный и во многом стихийный рынок частных услуг в сфере сыска и охраны на сегодняшний день приобрел форму, наиболее полно отвечающую, с одной стороны, политике рынка, а с другой - потребностям целого пласта населения, а именно класса предпринимателей, по защите их жизни и собственности от преступных посягательств.

 

Глава 2. СОЗДАНИЕ ЧАСТНОЙ ОХРАННОЙ СТРУКТУРЫ

 

§ 1. Организационно-правовая форма создания

частного охранного предприятия

Под созданием частного охранного предприятия понимается создание структуры, занимающейся частной охранной деятельностью. Частное охранное предприятие является юридическим лицом, а следовательно, к нему применяются все те требования, которые применяются к созданию и деятельности юридических лиц, но с определенной спецификой, связанной с характером деятельности ЧОП.

Частные охранные предприятия создаются в форме обществ, причем чаще всего в форме обществ с ограниченной ответственностью, поэтому в значительной части их деятельность регламентирована Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. "Об обществах с ограниченной ответственностью" <*>. Обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Общество имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785. Далее - Закон об ООО.

Такая организационно-правовая форма наиболее удобна для ЧОП по многим обстоятельствам.

Во-первых, общество с ограниченной ответственностью несет ответственность по своим обязательствам только принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам своих участников.

Во-вторых, участники общества не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

В-третьих, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не несут ответственности по обязательствам общества, равно как и общество не несет ответственности по обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Существует только один вопрос, на который следует обратить внимание в этой связи. Число участников ЧОП, созданного в форме общества с ограниченной ответственностью, не должно быть более 50. В случае если число участников общества превысит данный предел, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество. Если в указанный срок общество не будет преобразовано и число участников общества не уменьшится до 50, оно подлежит ликвидации в судебном порядке по требованию органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, либо иных государственных органов или органов местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом.

ЧОП считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Оно подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.

Для государственной регистрации ЧОП, созданного в форме общества с ограниченной ответственностью, необходимо представить в органы регистрации следующие документы:

1) заявление о регистрации с приложениями и нотариально заверенной подписью заявителя (1 экз.);

2) устав (2 экз.);

3) учредительный договор (2 экз.) или решение единственного учредителя (2 экз.);

4) протокол общего собрания участников (1 экз.);

5) квитанцию об оплате государственной пошлины (подлинник).

ЧОП создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом, вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами, должно иметь круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения. Печать может содержать также фирменное наименование предприятия на любом языке народов Российской Федерации и (или) иностранном языке.

Предприятие вправе иметь штампы и бланки со своим фирменным наименованием, собственную эмблему, а также зарегистрированный в установленном порядке товарный знак и другие средства индивидуализации. Оно должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке, а также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.

Полное фирменное наименование ЧОП, созданного в форме общества с ограниченной ответственностью, на русском языке должно содержать полное наименование общества и слова "Общество с ограниченной ответственностью" и "Частное охранное предприятие". Сокращенное фирменное наименование общества на русском языке должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова "Общество с ограниченной ответственностью" или аббревиатуру ООО и слова "Частное охранное предприятие" или аббревиатуру ЧОП.

Фирменное наименование ЧОП на русском языке не может содержать иные термины и аббревиатуры, отражающие его организационно-правовую форму, в том числе заимствованные из иностранных языков, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации, как и в случае с другими обществами с ограниченной ответственностью.

Место нахождения ЧОП определяется местом его государственной регистрации. Оно является юридическим адресом предприятия, которым может быть квартира одного из учредителей, иное здание или помещение, как находящееся в собственности кого-то из учредителей, так и арендуемое.

Участниками ЧОП могут быть граждане РФ и юридические лица. Однако федеральным законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в ЧОП. В частности, не вправе выступать участниками ЧОП государственные органы и органы местного самоуправления.

ЧОП может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником, а может стать обществом с одним участником впоследствии. Однако ЧОП, созданное в форме общества с ограниченной ответственностью, не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.

Следует сказать и о соотношении прав и обязанностей участников ЧОП, созданных в форме обществ с ограниченной ответственностью.

Участники общества вправе:

- участвовать в управлении делами ЧОП в порядке, установленном Законом об ООО и учредительными документами общества;

- получать информацию о деятельности ЧОП и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией в установленном его учредительными документами порядке;

- принимать участие в распределении прибыли;

- продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале ЧОП либо ее часть одному или нескольким участникам данного общества в порядке, предусмотренном Законом об ООО и уставом общества;

- получить в случае ликвидации ЧОП часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость;

- в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников.

В случае выхода участника из общества его доля переходит к обществу с момента подачи заявления о выходе из общества. При этом ООО обязано выплатить участнику, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за год, в течение которого было подано заявление о выходе из общества, либо с согласия участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости, а в случае неполной оплаты его вклада в уставный капитал общества - действительную стоимость части его доли, пропорциональной оплаченной части вклада.

Общество обязано выплатить участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли или выдать ему в натуре имущество такой же стоимости в течение шести месяцев с момента окончания финансового года, в течение которого подано заявление о выходе из общества, если меньший срок не предусмотрен уставом общества.

Действительная стоимость доли участника общества выплачивается за счет разницы между стоимостью чистых активов общества и размером его уставного капитала. В случае если такой разницы недостаточно для выплаты участнику общества, подавшему заявление о выходе из общества, действительной стоимости его доли, общество обязано уменьшить свой уставный капитал на недостающую сумму. Важно заметить, что выход участника общества из общества не освобождает его от обязанности перед обществом по внесению вклада в имущество общества, возникшей до подачи заявления о выходе из общества.

Участники общества обязаны:

- не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества;

- вносить вклады в порядке, в размерах, в составе и в сроки, которые предусмотрены Законом об ООО и учредительными документами ЧОП.

Такая обязанность участников общества может быть предусмотрена как уставом общества при учреждении общества, так и путем внесения в устав общества изменений по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно. Решение общего собрания участников общества о внесении вкладов в имущество общества может быть принято большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества.

Вклады в имущество ЧОП, созданного в форме общества с ограниченной ответственностью, вносятся всеми участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества, если иной порядок определения размеров вкладов в имущество общества не предусмотрен уставом. Уставом ЧОП может быть также предусмотрена максимальная стоимость вкладов в имущество общества, вносимых всеми или определенными участниками, а также могут быть предусмотрены иные ограничения, связанные с внесением вкладов в имущество общества. Однако такие ограничения, установленные для определенного участника общества, в случае отчуждения его доли (части доли) в отношении приобретателя доли (части доли) не действуют.

Положения, устанавливающие порядок определения размеров вкладов в имущество общества непропорционально размерам долей участников общества, а также положения, устанавливающие ограничения, связанные с внесением вкладов в имущество общества, могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении или внесены в устав общества по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.

Изменение и исключение положений устава общества, устанавливающих порядок определения размеров вкладов в имущество общества непропорционально размерам долей участников общества, а также ограничения, связанные с внесением вкладов в имущество общества, установленные для всех участников общества, осуществляются по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно. Изменение и исключение положений устава общества, устанавливающих указанные ограничения для определенного участника общества, осуществляются по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, при условии, что участник общества, для которого установлены такие ограничения, голосовал за принятие такого решения или дал письменное согласие.

Следует сказать, что вклады в имущество общества, как правило, вносятся деньгами, если иное не предусмотрено уставом общества или решением общего собрания участников общества, и они не изменяют размеры и номинальную стоимость долей участников общества в уставном капитале общества.

Участники общества могут иметь и нести и другие права и обязанности, предусмотренные Законом об ООО.

Помимо вышеперечисленных прав и обязанностей, устав ЧОП, созданного в форме общества с ограниченной ответственностью, может предусматривать иные права (дополнительные права) и обязанности (дополнительные обязанности) участника (участников) общества. Указанные права могут быть предусмотрены уставом ЧОП при его учреждении или предоставлены участнику (участникам) общества по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно. Указанные же обязанности, как и в случае с правами, могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении или возложены на всех участников общества по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно. Возложение дополнительных обязанностей на определенного участника общества осуществляется по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, при условии, что участник общества, на которого возлагаются такие дополнительные обязанности, голосовал за принятие такого решения или дал письменное согласие.

Дополнительные права, предоставленные определенному участнику общества, в случае отчуждения его доли (части доли) к приобретателю доли (части доли) не переходят.

Прекращение или ограничение дополнительных прав, предоставленных всем участникам общества, осуществляется по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно. Прекращение или ограничение дополнительных прав, предоставленных определенному участнику общества, осуществляется по решению общего собрания участников общества, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, при условии, что участник общества, которому принадлежат такие дополнительные права, голосовал за принятие такого решения или дал письменное согласие.

Участник ЧОП, созданного в форме общества с ограниченной ответственностью, которому предоставлены дополнительные права, может отказаться от осуществления принадлежащих ему дополнительных прав, направив письменное уведомление об этом обществу. С момента получения обществом указанного уведомления дополнительные права участника общества прекращаются. Дополнительные же обязанности могут быть прекращены по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.

Участники общества, доли которых в совокупности составляют не менее чем 10% уставного капитала общества, вправе требовать в судебном порядке исключения из общества участника, который грубо нарушает свои обязанности либо своими действиями (бездействием) делает невозможной деятельность общества или существенно ее затрудняет.

Сам уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников. Размер уставного капитала общества должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества. На данный период уставный капитал ЧОП не должен быть ниже суммы в 10000 (десять тысяч) руб. Размер уставного капитала общества и номинальная стоимость долей участников общества определяются в рублях. Его определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов.

Размер доли участника общества в уставном капитале общества определяется в процентах или в виде дроби. Размер доли участника общества должен соответствовать соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала общества, а действительная стоимость доли участника общества соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру его доли.

Уставом общества может быть ограничен максимальный размер доли участника общества и ограничена возможность изменения соотношения долей участников общества. Такие ограничения не могут быть установлены в отношении отдельных участников общества. Указанные положения могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении, а также внесены в устав общества, изменены и исключены из устава общества по решению общего собрания участников общества, принятому всеми участниками общества единогласно.

Вкладом в уставный капитал общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. Денежная оценка неденежных вкладов в уставный капитал общества, вносимых участниками общества и принимаемыми в общество третьими лицами, утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемым всеми участниками общества единогласно.

Если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли участника общества в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежным вкладом, составляет более 200 минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества, такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком. Номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли участника общества, оплачиваемой таким неденежным вкладом, не может превышать сумму оценки указанного вклада, определенную независимым оценщиком.

В случае внесения в уставный капитал общества неденежных вкладов участники общества и независимый оценщик в течение трех лет с момента государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества солидарно несут при недостаточности имущества общества субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере завышения стоимости неденежных вкладов. Следует сказать, что уставом общества могут быть установлены виды имущества, которое не может быть вкладом в уставный капитал общества.

В случае прекращения у общества права пользования имуществом до истечения срока, на который такое имущество было передано в пользование обществу в качестве вклада в уставный капитал, участник общества, передавший имущество, обязан предоставить обществу по его требованию денежную компенсацию, равную плате за пользование таким же имуществом на подобных условиях в течение оставшегося срока. Денежная компенсация должна быть предоставлена единовременно в разумный срок с момента предъявления обществом требования о ее предоставлении, если иной порядок предоставления компенсации не установлен решением общего собрания участников. Такое решение принимается без учета голосов участника общества, передавшего ему в качестве вклада в уставный капитал право пользования имуществом, которое прекратилось досрочно. Однако учредительным договором могут быть предусмотрены иные способы и порядок предоставления участником общества компенсации досрочного прекращения права пользования имуществом, переданным им в пользование обществу в качестве вклада в уставный капитал.

Имущество, переданное исключенным или вышедшим из общества участником в пользование обществу в качестве вклада в уставный капитал, остается в пользовании общества в течение срока, на который оно было передано, если иное не предусмотрено учредительным договором.

Каждый учредитель общества должен полностью внести свой вклад в уставный капитал общества в течение срока, который определен учредительным договором и который не может превышать одного года с момента государственной регистрации общества. При этом стоимость вклада каждого учредителя общества должна быть не менее номинальной стоимости его доли. Не допускается освобождение учредителя общества от обязанности внесения вклада в уставный капитал общества, в том числе путем зачета его требований к обществу. На момент же государственной регистрации общества его уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем наполовину. Однако общество не может увеличить свой уставный капитал до его полной оплаты.

 
« Пред.   След. »
Обратная связь

Последние новости
услуги адвоката

+7 (925) 762-14-03

АДВОКАТ (ЮРИСТ)

Юридическое агентство "Столичный регион"
здесь поиск людей имени и фамилии здесь справочник номеров новотроицк справочник телефонов здесь справочник домашних телефонов ростов-на-дону на сайте справочник телефонов коми найти номер телефона абонента мтс в беларуси на сайте справочник мобильных телефонов в петербург телефонная база справочник телефонов города чехова узнать местоположение по мобильнику справочник телефонов город пенза найти человека по фамилии в беларуссии поиск людей усолье-сибирское как номер телефона по адресу справочник телефонов приморского края по imei найти местоположение телефона мобильный справочник город волжский справочник телефонов тут найти по адресу номер телефона в ленинградской области поиск местоположения по номеру телефона справочник телефонов кантемировского района воронежской области найти человека в интернете по фамилии скачать java игру смс перехватчик номер телефона по адресу в уфе телефонная база город санкт петербург онлайн игра сумерки sitemap